День Города — два
June 1st, 2009
Воскресная программа получилась у нас более лаконичной, без бесцельного фланирования, сконцентрированной на Дворцовой площади, украшенной непонятными фигурами и артефактами из фантастических романов.
Первым пунктом был австралийский театр “Странные фрукты” (в оригинале, видимо, “Strange Fruits”). Войдя на Дворцовую площадь через арку Главного штаба, я сразу заметил вдали на фоне Зимнего фигуры, поднятые на шестах и казавшиеся куклами.
Фигуры медленно раскачивались на гнущихся шестах; затем зазвучала музыка, фигуры стали раскачиваться сильнее, проявлять признаки жизни – теперь не оставалось сомнений, что это актеры, хитрым образом прикрепившиеся к концам шестов. Музыка менялась, актеры танцевали в своих странных положениях, сближались, расставались – одним словом, рассказывали вечную историю о любви и ненависти.
Завершающим и лучшим моментом моего личного праздника был концерт биг-бенда Игоря Бутмана, на выступление которого я давно хотел попасть, но все что-то не получалось – то нет времени, то денег больших… В этот же праздничный день оказалось не так сложно пробраться в первые ряды слушателей, поближе к сцене, чтобы непосредственно испытать напор сверкающих на солнце дудок, насладиться мощью свингованного тутти в Spain-e, различая отдельные голоса инструменов, и видеть аффект пианиста в теме Николая Левиновского по мотивам Рахманинова. Музыканты были в темных очках, чтобы их не слепило жаркое питерское солнце, по лицам струился пот, особенно после соло – все было по-настоящему. Порадовала публика, хотя и неуверенно хлопавшая на слабую долю, т.е. явно не подсевшая массово на джаз, но слушавшая с огромным интересом, вовлеченная в происходящую музыку.
Перерыв между сетами оркестра заполняла детская джазовая группа, удивившая профессиональным звуком – у всех повис неотвеченным вопрос о возрасте дарований. На последнюю тему к ним присоединились пятеро музыкантов оркестра во главе с Бутманом и отыграли без дураков – это было трогательно и воодушевляюще, демонстрация правильного духа джаза, проникающего сквозь границы.
С такого близкого расстояния я видел Бутмана, когда он еще был многообещающим молодым питерским музыкантом, до его учебы в Беркли и работы в Нью-Йорке, до триумфального возвращения в Москву и превращения в “главного по джазу” на наших просторах, эдакой уменьшенной копии Уинтона Марсалиса, американского “министра джаза”. Теперь он настоящий руководитель оркестра, много и осмысленно солирующий сам и поддерживающий своих музыкантов, не пытаясь держать их в музыкальной тени; особенно трогательно выглядит, как Бутман деловито пододвигает пюпитры и поправляет микрофоны солистам – видимо, чтобы все было путем в оркестре.
На сладкое: известный клип Игоря Бутмана “Ностальгия”. Наивный, конечно, но много ли есть приличных клипов на джазовую музыку?
Игорь Бутман. Клип "Ностальгия"
Categories: Uncategorized |